Завершился Успенский пост, венцом которого является светлый праздник Успения Пресвятой Богородицы, последний двунадесятый праздник православного церковного года.
27 августа в храме Воскресения Христова прошла вечерняя предпразничная служба, которую возглавил благочинный иерей Иоанн Минин. Ему сослужили протоиерей Вячеслав Лопатко и иерей Андрей Маношкин.
Богородичные службы – самые праздничные, красивые и поэтичные. Священнослужители в ярко-голубых облачениях, храм убран живыми цветами. Накануне Успения в центре храма ставят гробницу, а в середине службы из алтаря выносят плащаницу – главную святыню праздника.
Многие невоцерковленные люди удивляются – как Успение, то есть смерть, может быть праздником? Ведь по обыденным представлениям, кончина человека, особенно прожившего свой век без Бога, без покаяния, всегда кажется чем-то страшным, необратимым. Кто-то страшится полного небытия, отсутствия себя в мире, кто-то боится вечных адских мук.
Но уход из земной жизни Богоматери, превзошедшей в Своей святости, в исполнении Своего призвания даже высочайшие ангельские чины — херувимов и серафимов — стал событием радостным, светлым и утешительным для всех христиан.
Кончину Богородицы Церковь называет успением, а не смертью, поскольку обычная человеческая смерть, когда тело возвращается в землю, а дух – Богу, не коснулась Благодатной. «Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая, — поется в тропаре праздника, — в рождении сохраняется девство, и со смертию сочетается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти Живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое».
Как говорит о значении события Успения Пресвятой Богородицы преподобный Иоанн Дамаскин, «не смертью назову священное Твое Успение, но преставлением или отшествием или, точнее сказать, водворением. Ведь выходя из тела, Ты водворяешься у Господа… Ты сотворила смерть светлой, освободив ее от уныния и наполнив ее радостью».
Фотографии Натальи Уваровой