Сегодня по традиции перед поздней литургией в Воскресенском соборе был совершен Параклис Пресвятой Богородице.
Богослужение возглавил помощник благочинного нашего округа по общим вопросам иерей Андрей Рузанов, сослужили ему иерей Иоанн Минин и диакон Евгений Жигульский.
Евангельское чтение на Литургии
(Лк.10:25-37. – Зачало 53)
[Притча о милосердном самарянине]
[В то время] некий учитель Закона встал и, желая испытать (славянск. искусить) Иисуса, сказал: «Учитель! Что мне делать, чтобы унаследовать жизнь вечную?»
Он же сказал ему: «В Законе что написано? Как ты читаешь?»
Тот сказал в ответ: «Возлюби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всей душой твоею, и всей силой твоею, и всем рассуждением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лев.19:18; Втор.6:5, 10:12). А Иисус сказал ему: «Ответил ты правильно; поступай так, и будешь жить». Но тот, желая оправдать себя, сказал Иисусу: «А кто мне ближний?»
На это Иисус ответил: «Шёл некий человек из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам; те раздели его, изранили и ушли, оставив полумёртвым. Некий священник случайно шёл той же дорогой, увидел его – и прошел другой стороной дороги. Также и левит, придя на это место, посмотрел и прошёл мимо.
А некий путешествующий самаритянин[*], оказавшийся на том месте, увидев его, от сердца сжалился. Он подошёл и омыл ему раны вином, помазал оливковым маслом, перевязал, а после, погрузив на собственного осла, привёз его в гостиницу и там принял на себя заботы о нём. И на другой день, отъезжая, он вынул два динария, вручил хозяину гостиницы и сказал: „Позаботься о нем, а если потратишь больше, на обратном пути я всё тебе выплачу“.
Кто же из этих троих, по твоему мнению, оказался ближним для пострадавшего от разбойников?»
Тот сказал: «Сотворивший для него дело милосердия».
И сказал ему Иисус: «Ступай, и поступай так же».
Замечание к евангельскому чтению Ю.Рубана
[*] Самаряне (самаритяне) – потомки жителей Израильского (Северного) царства, возникшего в результате раскола древнееврейской монархии после смерти царя Соломона (931 г. до н. э.). Просуществовав два столетия, оно было завоевано ассирийцами (в 722 году до н. э.), а его население, депортированное вглубь огромной Ассирийской империи, ассимилировалось с другими семитическими народами и исчезло с мировой арены. Немногие израильтяне, оставленные на месте для ведения сельскохозяйственных работ, смешались с приехавшими сюда язычниками; их потомки и стали называться по имени бывшей израильской столицы Самарии «самарянами» (или «самаритянами»). Они сохранили веру в Единого Бога, но из всех священных книг Библии признавали лишь Пятикнижие Моисеево.
Напротив, жители Иудейского царства (со столицей в Иерусалиме), хотя и разгромленного в 587 году до н. э. вавилонским завоевателем Навуходоносором II, сумели сохранить в Вавилонском плену свою веру и этническую общность, но это далось им через гипертрофированное ощущение национальной исключительности («чистоты крови»). Иудеи презирали самарян как нечистокровных «еретиков», относясь к ним хуже, чем к язычникам, и, подобно нашим старообрядцам, считали осквернением для себя всякое общение с иноверными. В общем, эти родственные народы питали друг к другу столь же «нежные» чувства, что и современные семиты – израильтяне и палестинские арабы, почитаемая могила общего праотца которых, Авраама, находится в хевронской мечети! В этом – поучительный исторический парадокс: наибольшую ненависть обычно испытывают по отношению к родственникам. Вспомним о бесконечных семейных преступлениях и гражданских войнах.