Медовый Спас в Тихоновском храме 14 августа 2023 года

14 августа в храме в честь святителя Тихона и новомучеников и исповедников Российских отметили праздник Изнесение Честны́х Древ Животворящего Креста Господня, называемого в народе Медовый Спас. Божественную литургию совершил благочинный Воскресенского церковного округа протоиерей Александр Долбунов, сослужили ему протоиерей Илия Шитов и диакон Андрей Лопарев.


Первое праздничное воспоминание этого дня – «Изнесение Животворящего Креста Господня». За этим названием стоят жизненные реалии давних лет.

Дело в том, что в столице Византии, Константинополе (Царьграде), в связи с частыми в августе болезнями, существовал обычай носить крест по улицам и дорогам в надежде преградить путь невидимо крадущейся пагубе. Накануне праздника драгоценный крест, включавший в себя сохранившиеся частицы дерева Голгофского Креста, торжественно переносили из царской сокровищницы в главный собор Империи – храм Святой Софии Константинопольской, и полагали на престоле. С этого дня и до Успения Богородицы, в течение двух недель, по всем улицам города проносили крест в процессии, а затем вновь возвращали в императорские палаты. К этому обычаю присоединился ещё один – освящение воды, которое происходило в придворной церкви в первый день каждого месяца. Постепенно местный константинопольский праздник Изнесения Креста распространился по христианскому Востоку, а у нас на Руси появился в XV веке. При этом освящение воды на источниках стало напоминать о крещении Руси, начавшемся, согласно преданию, именно в этот день. (С 2008 года празднование начала крещения Руси, согласно постановлению Архиерейского собора, совмещено с памятью святого князя Владимира, 15/28 июля).

Второе церковное событие сегодняшнего дня – празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. В его основе – память о чудесных знамениях от иконы Спасителя, сопровождавших сражения с сарацинами византийского императора Мануила (1143–1180) и битву с болгарами русского князя Андрея Боголюбского в 1164 году. К этому присоединяется ещё один эпизод. По свидетельству византийского историка Никиты Хониата, впереди триумфальной процессии императора Мануила, после разгрома паннонцев в 1167 году, «ехала серебряная с позолотой колесница, запряжённая белыми, как хлопья снега, конями, а на ней стояла икона Богоматери, непобедимой Защитницы и соратницы царя».

Сельскохозяйственные названия христианских праздников оправданы только в формально-хронологическом смысле. Ведь праздники неподвижного цикла, с фиксированными датами, являлись раньше для простых людей единственными календарными сельскохозяйственными вехами. Так, к Первому Спасу приурочили проводы лета. Пасечники начинали выламывать соты: считалось, что к этому времени «пчела перестает носить медовую взятку». Отсюда название «Медовый Спас», а также «мокрый», – из-за начала холодных рос. Отмечается отлёт первых ласточек и стрижей, появление стай грачей и скворцов.

DSC_6084
DSC_5937
DSC_5960
DSC_5963
DSC_5968
DSC_5971
DSC_5972
DSC_5984
DSC_5986
DSC_5992
DSC_6006
DSC_6016
DSC_6021
DSC_6032
DSC_6053
DSC_6060
DSC_6062
DSC_6063
DSC_6068
DSC_6082
DSC_6088
DSC_6093
DSC_6103
DSC_6109
DSC_6124
DSC_6133
DSC_6139
DSC_6144
DSC_6152
DSC_6158
DSC_6170
DSC_6178
DSC_6205
DSC_6217
DSC_6245
Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика