День памяти равноапостольного великого князя Владимира в Воскресенском соборе

Вчера, за всеношном бдением и сегодня на божественной литургии пелись тропари Крестителю Руси. Богослужения совершил протоиерей Илия Шитов в сослужении протоиерея Вячеслава Лопатко и диакона Евгения Жигульского.

Создатель русской культуры
«С кре­ще­ния Ру­си во­об­ще мож­но на­чи­нать
ис­то­рию рус­ской куль­ту­ры»
(Д. С. Ли­ха­чев)

Про­шло три дня по­сле празд­но­ва­ния па­мя­ти кня­ги­ни Оль­ги, и се­го­дня (15/28 июля) в цер­ков­ном ка­лен­да­ре зна­чит­ся па­мять её вну­ка, Вла­ди­ми­ра Свя­то­сла­во­ви­ча, со­вер­шив­ше­го то, о чём она мог­ла лишь меч­тать. И это глу­бо­ко сим­во­лич­но. Оль­га опе­ре­ди­ла своё вре­мя, став хри­сти­ан­кой в мо­гу­ще­ствен­ном язы­че­ском го­су­дар­стве рос­сов, и лишь Вла­ди­мир смог к внеш­ней по­ли­ти­че­ской си­ле при­со­еди­нить вы­со­чай­шую куль­ту­ру, ко­то­рую нес­ло с со­бой хри­сти­ан­ство.

Храб­рый во­и­тель и ра­зум­ный по­ли­тик, сын Свя­то­сла­ва хо­ро­шо по­ни­мал, что проч­ное еди­не­ние его мно­го­пле­мен­но­го го­су­дар­ства невоз­мож­но без еди­ной ре­ли­гии, ко­то­рая урав­ни­ва­ет всех – от са­мо­го кня­зя и его дво­ра до по­след­не­го се­ля­ни­на (смер­да). В 978 го­ду Вла­ди­мир «сел на пре­сто­ле от­ца сво­е­го в Ки­е­ве» и, как неко­гда рим­ский им­пе­ра­тор Дио­кле­ти­ан, по­пы­тал­ся опе­реть­ся на тра­ди­ци­он­ное язы­че­ство, в ко­то­ром обо­жеств­ля­лись си­лы при­ро­ды.

По сло­вам ле­то­пис­ца, Вла­ди­мир «по­ста­вил ку­ми­ры на хол­ме за терем­ным дво­ром: де­ре­вян­но­го Пе­ру­на с се­реб­ря­ной го­ло­вой и зо­ло­ты­ми уса­ми, за­тем Хор­са, Да­жь­бо­га, Стри­бо­га, Си­марг­ла и Мокошь. И при­но­си­ли им жерт­вы, на­зы­вая их бо­га­ми, и при­во­ди­ли к ним сво­их сы­но­вей и до­че­рей, а жерт­вы эти шли бе­сам. И осквер­ни­лась кро­вью зем­ля Рус­ская и холм этот». Это не бы­ло кра­си­вой иг­рой, вос­про­из­во­ди­мой сей­час на­ив­ны­ми неоязыч­ни­ка­ми в лап­тях и вы­ши­тых ру­ба­хах: бо­ги-бе­сы тре­бо­ва­ли че­ло­ве­че­ских жерт­во­при­но­ше­ний! Имен­но то­гда вос­си­я­ли в Рус­ской зем­ле пер­во­му­че­ни­ки – ва­ря­ги Фе­о­дор и Иоанн (†983), уби­тые озве­рев­ши­ми языч­ни­ка­ми. Они ста­ли пер­вы­ми «рус­ски­ми граж­да­на­ми Небес­но­го гра­да», – как на­звал их позд­нее свя­ти­тель Си­мон Суз­даль­ский (†1226). По­след­няя из кро­ва­вых язы­че­ских жертв в Ки­е­ве ста­ла пер­вой свя­той хри­сти­ан­ской жерт­вой – со­рас­пя­ти­ем Хри­сту. Путь «из ва­ряг в гре­ки» ста­но­вил­ся для Ру­си пу­тем из язы­че­ства в Пра­во­сла­вие, из тьмы к све­ту. Про­ис­хо­див­шее бы­ло про­ви­ден­ци­аль­ным, по­то­му что «пре­бла­гой Бог, – ре­зю­ми­ру­ет ле­то­пи­сец, – не хо­чет ги­бе­ли греш­ни­ков…».

Князь Вла­ди­мир ско­ро убе­дил­ся, что это – ту­пи­ко­вый путь. Дей­стви­тель­но, ведь Рим­ская им­пе­рия (на об­лом­ках за­пад­ной по­ло­ви­ны ко­то­рой сфор­ми­ро­ва­лись мо­ло­дые ев­ро­пей­ские го­су­дар­ства, а во­сточ­ная часть про­дол­жа­ла су­ще­ство­вать и из­вест­на нам как Ви­зан­тия) ре­ши­тель­но от­ка­за­лась от утон­чен­но­го ан­тич­но­го язы­че­ства ше­стью ве­ка­ми ра­нее, и ис­то­рия дав­но до­ка­за­ла необ­ра­ти­мость это­го пу­ти. По­это­му, ка­кой бы си­лой ни об­ла­да­ло Рус­ское го­су­дар­ство, оно всё рав­но про­дол­жа­ло оста­вать­ся для Ев­ро­пы го­су­дар­ством «вар­вар­ским» и при­ми­тив­ным, не об­ла­дав­шим да­же пись­мен­но­стью, без че­го невоз­мож­но со­зда­ние ци­ви­ли­зо­ван­но­го об­ще­ства с на­цио­наль­ным са­мо­со­зна­ни­ем.

Всё из­ме­ни­лось очень быст­ро. С кре­ще­ни­ем кня­зя Вла­ди­ми­ра и на­ча­лом офи­ци­аль­ной хри­сти­а­ни­за­ции Ру­си по­яви­лась пись­мен­ность, сто­ле­ти­ем ра­нее со­здан­ная для мо­рав­ских сла­вян. Она ста­ла ос­но­вой на­цио­наль­ной ли­те­ра­ту­ры, су­мев­шей за несколь­ко де­ся­ти­ле­тий во­брать в се­бя куль­тур­ный опыт, на­коп­лен­ный хри­сти­ан­ской Ев­ро­пой в те­че­ние мно­гих сто­ле­тий. Это бы­ло по­доб­но чу­ду, и этот куль­тур­ный взлёт, сра­зу вклю­чив­ший Русь в ранг ци­ви­ли­зо­ван­ных го­су­дарств, был бы аб­со­лют­но невоз­мо­жен при ином кня­же­ском ре­ше­нии. Про­ис­шед­шее срав­ни­мо с при­вив­кой дич­ка к куль­тур­но­му де­ре­ву. «О бла­жен­ное вре­мя и день доб­рый, в ко­то­рый кре­стил­ся князь Вла­ди­мир! – вос­кли­ца­ет мо­нах Иа­ков в сво­ей „По­хва­ле“. – Кре­стил же и всю зем­лю Рус­скую от края и до края, и цер­ковь со­здал ка­мен­ную во имя Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, при­бе­жи­ще и спа­се­ние ду­шам вер­ным, и де­ся­ти­ну ей дал, тем са­мым по­пов обес­пе­чив, и си­рот, и вдо­виц, и ни­щих. И по­том всю зем­лю Рус­скую и гра­ды все укра­сил свя­ты­ми церк­ва­ми».
источник

28-tovBDjmieoc
01-GGoU-sGBGI
02-uZj8AZrU4YI
03-DBins_we_5k
04-KFDZjkjORK4
05-Sq63f37mSiQ
06-KZqQlTpWvuk
07-zHHsbniSy5Y
08-pu8MccurghI
09-bUC7vfP6A0s
10-LaCBxWjgXvc
11-BsIT0-K6eW0
12-7FrPE7VU9eI
13-lGtKR2PBec0
14-Maa338n5n8o
15-pCjdJdrXHmE
16-UdkW5SdRY6Y
17-1dZVykWIPx4
18-BteqbZ0-jOs
19-NFwkD7xwvzk
20-GXOswlQdRTQ
21-5bCFC88BczE
22-2OlVZHNVmXQ
23-QlqOBx87-7s
24-aa8BJlCswRU
25-ra4xg4xNeQU
26-pkBVPfocpK0
27-gX71wFUoYVk
28-knbwqdmCfYM
29-1IM0m-enE58
30-zmK6D3Z5T4Q
31-UL65qQQt4KU
32-C3M3mraJjY0
01-G_C4dwJpV0o
02-X9CM_f5xdM
03-pMU-GqFlO2w
04-CI-uIrZ7RPk
05-hBr2c81bDl0
06-wxKlz-P8BNM
07-8QEatJTUE2A
08-zWzzkLwiyWE
09-e42V2ce9MMY
10-PgurbfZUcU4
11-yKRu-Nw32q0
12-u4bMW3AbtiM
13-f3aq175x-AA
14-PLlUcKo6Z1M
15-BG3lpi4_5_w
16-Z9DyOEwAEew
17-GRIi6H1LoQA
18-2-k3xIpKYI4
19-1utlG6dsYMM
20-rtbd-qbzAwQ
21-Czl-pFFCn7k
22-RfqhCzs_l18
23-DJxXML9Ycnw
24-UUlRj5_7wKM
25-HyV10Aaid6Q
26-2E1TfUgZ5-Q
27-hPOaqyNuaF4
29-lD_kuTAOdCs
30-KdhuuceecpU
31-bM3JWJhvE0U
32-kHGh3xyKRY0
33-yI8vx9irJqY
34-AuedUPZ0AP0
35-t0rsU1JQOAU
36-PkX2BSzLVeo
37-hW91c-c6v7M
Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика