Божественная литургия в Воскресенском соборе 09 января 2022 года

Сегодня в Воскресенском соборе божественную литургию совершил благочинный нашего церковного округа протоиерей Александр Долбунов, сослужили ему помощник благочинного по общим вопросам протоиерей Илия Шитов и клирик собора протоиерей Вячеслав Лопатко.

Евангельское чтение на Литургии
(Мф. 2:13–23. – Зачало 4)
[Бегство в Египет. Избиение младенцев]
[Зач. 4.] Когда же они отошли, – се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.
Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью, и пошел в Египет,
и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.
Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.
Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит:
глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.
По смерти же Ирода, – се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте
и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца.
Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву.
Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские
и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.

Замечания к евангельскому чтению

Литургийное евангельское чтение Недели по Рождестве продолжает чтение первого дня праздника; в целом они составляют всю вторую главу Евангелия от Матфея.

«Из Египта призвал Я Сына Моего» (ст. 15). –Эти слова пророка Оси́и (VIII в. до н. э.) относятся к Израилю – народу Божию, символу и прообразу Мессии.

«…О чадах своих Рахиль плачет…» (ст. 18). – Евангелист Матфей цитирует слова пророка Иеремии в качестве метафоры, хорошо понятной всем иудеям. Ра́ма – это местечко (позднее – городок) по дороге в Вифлеем, где некогда была похоронена Рахиль, любимая жена Иакова, одного из патриархов (т. е. «родоначальников») народа Божия (Быт. 35:19). Это печальное место стало символом всенародной скорби в 586 году до н. э., потому что именно здесь вавилонский царь Навуходоносор II, разрушивший Иерусалим, собирал иудеев перед их депортацией в Вавилонию (говоря современным языком, здесь был «пересыльный лагерь», где под палящим солнцем в обстановке невероятной скученности людей плакали дети, умирали старики и больные, и каждый сознавал, что, даже если ему посчастливится добрести до “рек Вавилонских”, на родину он уже не вернётся). Праматерь Рахиль, образно говоря, оплакивала тогда свой народ, а теперь оплакивает несчастных младенцев, избитых Иродом, и их безутешных родителей.

«А после кончины Ирода…» (ст. 19). – После смерти Ирода Великого (4 год до н. э.) его царство было поделено императором Августом между тремя оставшимися в живых сыновьями. Галилея и часть Заиорданья отошли к Ироду Антипе, земли к северо-востоку – к Ироду Филиппу, а главная территория, Самария и Иудея, – к Архелаю, человеку жестокому, как и его отец. Поэтому Иосиф счел за лучшее стать подданным Ирода Антипы и отправился в Назарет, где, согласно евангелисту Луке, он уже жил до рождения Иисуса. Своим соседям он был известен как скромный ремесленник, а у властей не возбуждал никакого интереса. Что же касается Архелая, то нет никаких указаний на то, что он пытался продолжить поиски «Царя Иудейского», тем более, что вскоре ситуация резко изменилась не в его пользу. Архелай, не обладавший дипломатическими способностями своего отца, не оправдал возложенных на него римлянами надежд, за что был смещён Августом в 6 г. н. э., и власть над Иудеей перешла к римским военным «губернаторам» – сначала префектам, а с 44 года – прокураторам (см.: [55. С. 102]).

«Назореем наречён будет» (ст. 23). – В Евангелиях Христос именуется и Назореем и Назарянином, то есть жителем Назарета. Здесь евангелист Матфей явно ссылается на пророчество Исайи (VIII–VII вв. до н. э.), который называет Мессию «отраслью» (потомком) от корня Иессе́я, отца Давида (см. Ис. 11:1, а также выше – родословную Христа в первой главе Евангелия от Матфея – евангелькое чтение Недели пред Рождеством). В еврейском это слово – нецер, «отрасль» – созвучно со словом Ноцерат, то есть Назарет. Когда Святое Семейство поселилось в Назарете, – это пророчество исполнилось. Не следует путать с другим значением термина «назорей» (см. о нём в любой Библейской энциклопедии).

DSC_8904
DSC_8958
DSC_8967
DSC_8998
DSC_9026
DSC_9058
DSC_9061
DSC_9072
DSC_9010
Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика