Сегодня в Воскресенском соборе божественную литургию совершил отец благочинный, иерей Андрей Рузанов, сослужил ему иерей Владимир Погодин.
Евангельское чтение на Литургии
(Мф.18:23-35. – Зачало 77)
[О безжалостном заимодавце]
[Сказал Господь такую притчу:][1]
«Царствие Небесное можно уподобить тому, как если бы некий царь пожелал взыскать отчета от рабов[2] своих; и когда он начал при принимать отчёт, привели к нему человека, который задолжал ему десять тысяч талантов[3]. Поскольку же тот не имел, чем расплатиться, то господин велел продать за долги и его самого, и его жену, и его детей, и всё его достояние. И вот раб кинулся ему в ноги, говоря: „Господин! Будь ко мне великодушен, и я всё тебе выплачу“. А господин, сжалившись над тем рабом, отпустил его и долг ему простил.
А раб, как вышел, встретил такого же раба, как он, задолжавшего ему сотню динариев, и, ухватив его, стал душить, приговаривая: „Отдавай долг!“ Тогда сотоварищ его, упав в ноги, умолял его, говоря: „Будь ко мне великодушным, и я заплачу тебе“. А тот не соглашался, но пошел и вверг его в заточение, пока не выплатит долг.
Товарищи его, увидев происшедшее, сильно опечалились, пошли и поведали о случившемся господину. Тогда господин, вызвав его, говорит ему: „Негодный раб! Я простил тебе сполна весь твой долг, потому что ты умолял меня. Разве не должен был и ты смиловаться над подобным тебе рабом, как я смиловался над тобой?“ И в гневе господин предал его в руки мучителей, пока тот выплатит всего, что должен ему.
Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если каждый не простит брату своему от всего сердца».
Примечания к Евангельскому чтению
[1] Эта притча прозвучала в качестве «нравственного приложения» к ответу на вопрос апостола Петра. Перед притчей мы читаем: «Петр, подойдя, спросил Его: „Господи! Сколько же раз прощать брату моему, когда он станет согрешать против меня? До семи раз?“ Говорит ему Иисус: „Не скажу тебе до семи, но до седмижды семидесяти!“» (Мф.18:21-22). Выражение до «седмижды семидесяти» не следует понимать буквально: дескать, 490 раз прощаем, а с 491 проступка прощения нет! Это означает: прощать нужно до бесконечности. Христос знает, как трудно человеку прощать обиды, поэтому прибегает к такому выражению, а затем говорит притчу, переносящую земные отношения в сферу Вечности.
[2] Так в буквальном переводе. Следует учитывать, что греческое дулос означает не только «раб» в расхожем смысле («классические» рабы Древнего Рима были абсолютно бесправны, не обладали имуществом и не имели семьи), а «слуга», «служитель» (славянское «отрок» – не в плане возраста), младший по положению или званию (например, оруженосец). Здесь идет речь о подданных некоего царя. Разумеется, в восточных деспотиях власть царя над людьми была фактически беспредельной, что и демонстрирует поведение – в данном случае благородное – этого приточного царя.
[3] Талант – обозначение не монеты, а веса металла, обычно серебра, около 26 кг. 1 талант = 60 минам (фунтам), а 1 мина = 100 драхмам (динариям). Получается, что лукавый раб был должен царю огромную сумму – 600 тысяч мин, а его товарищ задолжал ему лишь 1 мину! Поэтому требовать с него немедленного возврата столь ничтожного долга было просто бессмысленно: немилосердный заимодавец всё равно не смог бы расплатиться с царём. Нарочито пугающие цифры выражают бесконечный долг человека пред Богом, который нельзя «компенсировать» никакими «заслугами» (жалкими грошами), и который поэтому может быть лишь прощён в акте Его бесконечного милосердия! (Законники и фарисеи – иудейские и христианские – об этом забывают, пытаясь «выслужиться» пред Богом с помощью продолжительных молитв, постов, понимаемых в «гастрономическом аспекте», неопрятного вида, козлиных бород, унылых лиц и иных «подвигов».)
Юрий Рубан,
канд. ист. наук, канд. богословия