Божественная литургия в Воскресенском соборе 15 марта 2020 года

Сегодня божественную литургию в Воскресенском соборе совершил протоиерей Вячеслав Лопатко, сослужил ему иерей Иоанн Минин.
Кто совершеннее: Ангелы или люди?
Второе воскресенье Великого поста и следующая за ним 3-я седмица посвящены памяти византийского иерарха и богослова святителя Григория Паламы (1296–1359), архиепископа Фессалоникийского (Солунского). Назвав его именем следующий за «Неделей Торжества Православия» календарный период, Православная Церковь засвидетельствовала тем самым высшую ценность и отличительную особенность той мистической традиции, которой святой Григорий дал окончательное философское завершение. Эта одна из утончённейших форм христианской мистики, имевшая к тому времени многовековую традицию, носит название «исихазм» (от греческого исихиа – «покой», «безмолвие»), или, в честь его систематизатора, – «паламизм».


«Умное делание» и духовное созерцание исихастов резко отличалось от чисто умозрительного философского («рационалистического») созерцания. Здесь – не пассивное или высокомерное, но деятельное и творческое созерцание, в процессе которого отдавшийся ему человек переформировывает сам себя, становясь на путь бесконечного духовно-нравственного совершенствования. Достигший высокой стадии просветления человек преображается, становясь проводником зримых божественных энергий, или «фаворского света». Это значит, что в высших проявлениях духовной жизни человека реально участвует и его тело. Именно телесность, – утверждает святитель Григорий Палама, – даёт человеку преимущество перед бестелесными ангелами! Отсюда и предельно высокая оценка телесной стороны человеческого бытия (и человеческой культуры в целом), резко отличающая истинное Христианство – как религию Боговоплощения и Вочеловечения! – от различных псевдоаскетических («скопческих») течений и тупиковых мистических традиций «развоплощения» и «угасания» (нирваны).

Неудивительно, что исихазм оказывается в центре культуры Православия, а его тесная связь с эстетической сферой хорошо знакома нам не только по византийским образцам. Исихастами были преподобный Андрей Рублев, Феофан Грек и многие другие. Нить исихастской традиции протянулась вплоть до святого Серафима Саровского, и мы не можем утверждать, что она оборвалась после него. Византийская эстетика исихазма после падения Византии многие столетия питала духовную культуру православных стран, и уже в XX веке выдающиеся российские мыслители священник Павел Флоренский и протоиерей Сергий Булгаков пытались решить сформулированные ей задачи.

Литература по теме «Исихазм» огромна; из российских авторов наибольший вклад в ее изучение внесли архиепископ Василий (Кривошеин), протоиерей Иоанн Мейендорф, А. С. Позов, С. С. Аверинцев, Г. М. Прохоров.
источник

43-60vHlqDzZP8
01-zelMJ-yCZZU
02-C-NaPwn_CRg
03-cdCayOJTHkA
04-J2oxagHB8Mg
05-U1ZEEuqw5T8
06-YSHhjvvV8LA
07-H-9HcBHBLbw
08-X06orX390Ew
09-TKKi-RzFwB4
10-XRejklKu-M
11-fUjwSMa52n4
12-fWEYmiVo63g
13-gcCwEjH1DXA
14-5zQJa3z6AdY
15-AOMw8DlziDU
16-wbQfx1bxSWs
17-D5GJL59zy_U
18-XWVUSU5MASg
19-Y6xKQEQe1MY
20-WZdgM2kY7N8
21-PJ4JX3v2_u0
22-ipNI0gIPF0I
23-q07yxPaomtM
24-tKx5hV-TXpo
25-ceidLOKRtFY
26-P_312Vpl6iM
27-LrGJk2azjjk
28-Kfz3eie63-o
29-U50YVCLke6g
30-5V1ebb6kxKc
31-ulNIeE0X5wU
32-45QOLTeZXgg
33-2ThxIfkhkBM
34-l7tcakwBk3U
35-gz-uCTjkztU
36-zoSl2zunY4I
37-2BR1ZVmeIGM
38-A8v8H9HDHLk
39-wDV1vQk7x5k
40-4c58BJ-5l5U
41-qzzOjzLOYU0
42-ecV2NjUCWck
Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика