Сегодня праздничное богослужение в Воскресенском соборе совершил протоиерей Илия Шитов в сослужении иерея Андрея Вихарева.
Название сегодняшнего праздника указывает на какое-то особое, неслыханное ранее «радостное известие», прозвучавшее единожды в мировой истории. Этим и объясняется отсутствие у наименования праздника уточняющего смысл подзаголовка (особенно в обиходной речи): произнося одно лишь слово «Благовещение», мы не боимся быть неверно понятыми, ибо «радостных известий» было много, но Благовещение случилось лишь однажды.
Из Евангелия от Луки мы узнаём, что немногим более двух тысячелетий тому назад в маленьком палестинском городке Назарете совершилось превосходящее наше разумение событие – природа Бога соединилась с природой человека. Здесь жила скромная подданная римского императора Августа, юная Мария, к тому времени сирота. Она происходила из династии царя Давида, к которой принадлежал и Иосиф, хранитель девства Марии, пожилой вдовец, которому Она была обручена во исполнение традиции, воспрещавшей добродетельной женщине оставаться одинокой. Иосиф был беден, разумеется, не афишировал свое происхождение (это было смертельно опасно!) и вёл жизнь простого ремесленника.
Можно представить чувства юной Девы, Которой, во время отсутствия Иосифа, вдруг зримо предстал небесный вестник. Последовал диалог (смотрите евангельское чтение), из которого Мария узнала, что именно Её избрал Бог стать Матерью Своего пришедшего на землю Сына. Требуется лишь Её осознанное согласие. Дева Мария – Вторая Ева, как называет Её христианское богословие, – медлит, проявляя разумную осторожность, недостаток которой погубил первую Еву. Наконец, звучат слова: «Пред тобой – раба Господня; пусть осуществится во Мне то, что ты сказал».
«Сегодня – начало нашего спасения…», – поётся за богослужением. Продолжением его станет земная жизнь Богочеловека Иисуса Христа – «Второго Адама», а завершением – Тайная вечеря, Голгофа, возглас «Совершилось!», нисхождение во Ад, Тридневное Воскресение, Вознесение и сидение «одесную Отца».
Весенний народный обычай (имеющий древние месопотамские корни) в день Благовещения выпускать из клеток на волю пленённых птиц мелодически запечатлен в прекрасных стихах Александра Пушкина и Федора Туманского.
источник проповеди