Жизнь виртуальная, а грехи реальные. Как удержаться от соблазнов при Интернет-общении.

Пост – время воздержания во всем. Касается ли это общения в Интернете, без которого жизнь современного человека уже кажется неполноценной. И может ли грех быть «виртуальным»? Об этом рассказывает протоиерей Вячеслав Лопатко.

– Должна ли русская православная церковь, как орган достаточно консервативный, как-то реагировать на такие новшества нашего мира, как Интернет-общение?

– Церковь не консервативна априори. Консервативность церкви распространяется на ее догматическую и каноническую части. Но что касается историко-культурного контекста, то тут не приходится говорить о консервативности. Здесь консервативность будет столь же греховной, как и модернизм по отношению к догматико-канонической части.
Взаимодействие церкви с обществом постоянно должно обновляться. Священномученик Игнатий Антиохийский говорит: «Наблюдай за временем и жди того, кто выше времени». Его тезка, святитель Игнатий Брянчанинов, живший в 19 веке, говорил, что нужно исследовать дух времени, чтобы избежать его новейших тактик соблазнов и обольщений. Так что церковь обязана мониторить все новые явления, разбираться в них и профилактировать. То есть, выражаясь языком компьютерной эпохи, на каждый новый вирус должен своевременно создаваться антивирус.


Церковь и сама активно пользуется новинками прогресса и не расценивает таковые как нечто порочное. У многих храмов есть свои сайты, священники активно пользуются соцсетями. У церкви в Интернете есть мощнейшие информационные ресурсы.
Любая вещь может быть употреблена и во благо и во зло. Порочен не алкоголь сам по себе, а пьянство. Эротическая составляющая в контексте брака естественна, но отвратительна и порочна в виде блуда. Даже наркотические вещества в медицинском применении облегчают страдания больного. Обычный нож может стать орудием кулинарного или криминального характера, все зависит от человека. Порочны излишества, крайные состояния. Это же касается и соцсетей.

– Давайте рассмотрим такое явление, как увлечение селфи. Является ли это проявлением тщеславия, когда человек выставляет напоказ буквально каждый свой шаг и ждет комментариев, оценок? А бывает, что люди часто рискуют жизнью ради кадра.

– Это самое настоящее тщеславие, гордыня, как желание манипулировать кем-то, быть выше кого-то, успешнее. Такой человек подает дурной пример, соблазняет. Люди, особенно совсем юные, подражая звездам шоу-бизнеса, втягиваются в греховную клоаку.

А если это селфи с риском для жизни, на большой высоте, на железной дороге – это опьянение самостью, полное забвение реальности. Забвение рисков, чьих-то слез, твоей реальной беды за гробом. В некотором смысле это самоубийство.

– А как относиться к тому, что сами родители выкладывают фотографии своих маленьких, даже новорожденных детей в соцсети?

– Нехорошо открыто показывать свои внутрисемейные интимные события. Не надо так изобильно детализировать, где я и как со своей семьей. Для этого есть семейный альбом и не надо превращать его в реалити-шоу. Это крайность и хвастовство, провокация зависти.

– А как уберечь себя и своих детей от таких далеко не виртуальных рисков? Запретить пользоваться Интернетом?

В Писании сказано: «Блажен муж, что не ходит на совет нечистивых», а сейчас и ходить не надо, ты включил компьютер и уже там. Аскетическая традиция святых отцов учит нас ограждать наши органы чувств, чтобы в нас не просачивались соблазны мира сего. Надо четко знать, что хорошо и что плохо, а объяснить это должны родители.
Ограждать надо, но не агрессивными запретами. Забота должна быть деликатной, педагогичной, мудрой. Важно не торопиться, запрещая что-либо. Наш бизнес-режим постоянно ворует время, отведенное на Бога и собственных детей. Важно не полениться подумать, вникнуть в проблему ребенка, его интересы, его боль. Не надо параноидально преследовать и контролировать ребенка, а творчески вникать в его проблемы. Тогда и ответ, как оградить ребенка от таких рисков будет найден. Но совершенно точно – если ребенок слишком увлекся виртуальностью, это звоночек, что в семье не все в порядке. Это проблема именно семьи, а не школы, двора, компании… Если родители будут больше внимания уделять досугу ребенка, общению с ним, то и надобность постоянно пребывать в виртуальности у ребенка отпадет. Детям намного интереснее жизнь с живыми, а не виртуальными друзьями, родителями, которые не равнодушны к нему.

 – Бывает, что в жизни человек ведет себя пристойно, благочестиво, а в Интернете из него словно бесы исходят…
– А бывает и наоборот. Лукавство человека проявляется и в жизни, мы же стараемся выглядеть лучше, приличнее друг перед другом, и только наша совесть знает, кто мы. А здесь мы прячемся за никами, преувеличиваем свои достижения, свою значительность, порядочность, чтобы это подкупило. Чтобы скрыть свою порочность и получить кредит доверия, где ты его не заслуживаешь, человек начинает прятать своего волка в овечью шкуру. И делается это не просто ради того, чтобы скрыть недостатки, а чтобы манипулировать собеседниками. А чаще да, люди попросту начинают друг друга жрать, унижать. Бескультурие и излишняя эмоциональность просочились даже на православные форумы.

– Не является ли такое поведение следствием того, что человек скрыт за ником, как бы анонимен?
– Но шила в мешке не утаишь. С одной стороны – ты сокрыт, а с другой – ты публичен здесь совмещение конфиденциальности и того, что ты присутствуешь. Это и провоцирует человека на бесстыдство, скабрезности. Не надо забывать, что это такое же общение между людьми, если бы оно проходило с глазу на глаз. Тут также затрагивается душа, бушуют такие же страсти. Тщеславие, сквернословие, злоба – все по-настоящему, только форма другая. От виртуальных нападок, прессинга, можно испытывать настоящую боль.
Для человека с крепкими нервами и духом подобные нападки могут стать своеобразным аскетическим тренингом: как я себя поведу, если меня начнут оскорблять, спорить со мной? А смогу ли деликатно доказать, что собеседник заблуждается? Иногда можно и поддаться собеседнику, чтобы раскрыть, насколько он жалок в своей злобе.

Не надо демонизировать Интернет – это зеркало человеческой жизни. Как в реальном мире есть доброе и злое, так и виртуальном мире. Действительность показывает, что в жизни реальной, увы, больше дурного, так происходит и в виртуальной реальности.

Порочность и греховность порождает не виртуальный мир, а сам человек, который в этом мире действует. Все что характерно для общения лицом к лицу, так же проявляется и при общении ник к нику.
Сон тоже определенная виртуальность и во сне могут быть грехи, но они неосознанные и не так порицаются, хотя и являются напоминанием, что человек поврежден.
А в виртуальности человек действует сознательно, поэтому и ответственность за виртуальные выходки так же высока, как и за реальные грехи. Это все действительность!

Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Комментариев к записи: 1

  1. Евгений Хренов:

    От всей души благодарю протоиерея Вячеслава Лопатко за необходимые и полезные рассуждения на злободневную тему, за правильные и добрые советы детям и их родителям. Данный материаол должен быть у каждого как настольная книга.Спасибо!

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика