Это один из великих церковных праздников, который связан с приведением Пресвятой Богородицы Ее родителями в Иерусалимский храм для посвящения Богу. Он отмечается 4 декабря. В этот праздник позднюю Божественную Литургию в приходе храма в честь Воскресения Христова совершил благочинный иерей Иоанн Минин. Сослужил ему протоиерей Илия Шитов.
Введение во храм Пресвятой Богородицы описано в Священном Предании. Родители Девы Марии праведные Иоаким и Анна были неплодными и молились, чтобы Господь дал им дитя. Они обещали посвятить его на служение Богу. И Господь услышал их горячие молитвы.
Когда Деве Марии исполнилось три года, родители решили выполнить свое обещание. Одев Марию в лучшие одежды, они привели ее в Иерусалимский храм, находящийся в трех днях пути от Назарета. Сопровождали младенца Марию и ее родителей родственники и близкие, а также Ее сверстники с зажженными свечами в руках.
После вступления в город и семидневного поста и молитв Иоаким и Анна со всеми сопровождавшими их приблизились к храму, ведя свою трехлетнюю дочь. Навстречу им из храма вышли священники во главе с первосвященником Захарией.
Крыльцо, ведущее к храму, состояло из пятнадцати высоких ступеней. Младенец Мария, казалось, не могла бы Сама взойти по этой лестнице. Иоаким и Анна поставили дочь на первую ступень, и, укрепляемая силой Божией, Она быстро преодолела каменную лестницу. Затем первосвященник, по внушению свыше, ввел Пресвятую Деву в Святое Святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник. Все присутствовавшие в храме дивились необыкновенному событию.
Праведные Иоаким и Анна, вручив Дитя воле Отца Небесного, возвратились домой. Преблагословенная Мария осталась в помещении для девственниц, находившемся при храме. Вокруг храма, по свидетельству Священного Писания и историка Иосифа Флавия, имелось много жилых помещений, в которых пребывали посвященные на служение Богу.
После смерти своих родителей Мария, потеряв единственную привязанность к земле, дала обет Богу – до конца жизни сохранять девство и остаться рабою Господа.
…Глубокой тайной покрыта земная жизнь Пресвятой Богородицы. Сокровенна была и Ее жизнь в Иерусалимском храме. «Если бы кто спросил меня, – говорил блаженный Иероним, – как проводила время юности Пресвятая Дева, – я ответил бы: то известно Самому Богу и Архангелу Гавриилу, неотступному хранителю Ее».
Но в церковном предании сохранились сведения, что во время пребывания Пречистой Девы в Иерусалимском храме она воспитывалась в обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, занималась рукоделием, постоянно молилась и возрастала в любви к Богу.
В воспоминание Введения Пресвятой Богородицы в Иерусалимский храм Святая Церковь с древних времен установила торжественное празднество. Указания на совершение праздника в первые века христианства находятся в преданиях палестинских христиан, где говорится о том, что святая царица Елена построила храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
«Событий мало, но почему так радостно, так памятно и значительно торжество сие? Почему праздник стал двунадесятым? – читаем у архимандрита Иоанна Крестьянкина. – Да потому, что Введение во храм Пресвятой Девы стало необходимым звеном спасительного Божия промышления о мире».
С вхождением в храм Богоизбранной Отроковицы пришло время, когда благоволение Божие возвращалось людям, и они могли приблизиться к Богу, как к своему Небесному Отцу. Всем желающим неба открывался вход на небо.
И вот всем нам в этот великий день нынешнего праздника нельзя не вдуматься и не осознать, что путь к Небу, открытый людям в те, далеко отстоящие от нас времена, все тот же, и начинается он на пороге храма Божия. Когда принимаем крещение, Дух Божий поселяется в нас. И наш путь по жизни должен пройти сквозь храм, чтобы нам воспитаться и возрасти в нем, чтобы и завершился этот путь во святилище Божием, на небе, куда теперь уже вошел Сам Христос – Податель будущих благ.
Алла КОТЯХОВА.
Фото автора.