Всем миром возродим утраченный Храм

14 ноября 2015 года группа из двадцати активных и неравнодушных к храму Божию наших прихожан, во главе с настоятелем храма в честь преподобного Сергия Радонежского г. Дзержинска священником Александром Жучковым, с молитвой приступила к раскопкам фундамента взорванного в 1966 году храма во имя Пресвятой Живоначальной Троицы с приделом в честь Игумена Русской земли в Черном селе.

15 ноября, в воскресенье, во второй половине дня, работу продолжила группа из сорока человек. Особенно значимо это начинание в год 650-летия пребывания преподобного Сергия Радонежского на Нижегородской земле.

По Распоряжению Благочинного Воскресенского округа с недавнего времени Приход храма в честь преподобного Сергия Радонежского г. Дзержинска имеет попечение об этой утраченной святыне, и в мае его силами в Черном селе была проведена уборка территории, реставрация обветшавшего Поклонного Креста, его ограды, оформлен стенд по истории храма, изготовлен баннер для рекламного щита с изображением утраченного храма во имя Пресвятой Троицы, повешена памятная табличка. 1 июня 2015 года, в Духов день, сюда от храма в честь преподобного Сергия Радонежского г. Дзержинска пришел Крестный ход с иконой Игумена Русской земли с частицей его святых мощей.

В числе прочих на раскопках в эти дни ответственно потрудились реабилитанты Центра социальной адаптации граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, “Шаг к жизни” г. Дзержинска, за что иерей Александр Жучков выразил им благодарность.

Также в поисках границ порушенной святыни принял участие правнук клирика храма села Черного протоиерея Алексия Павловича Коринфского (1868-?) – Сергей Анатольевич Коринфский, предоставивший дополнительный материал к информационному стенду о черносельском храме во имя Пресвятой Живоначальной Троицы и его служителях.

Ни «Городской архив» г. Дзержинска, ни Центральный архив Нижегородской области не располагают сведениями о точном месторасположения фундамента храма и занимаемой им площади. То, что удалось за эти два дня найти и откопать, было обозначено оградительной лентой.

Работы будут продолжены в следующее воскресенье 22 ноября 2015 года в 13:30. Всех желающих принять участие в поисках фундамента Троицкого храма ждем у Поклонного Креста в селе Черном (поворот с Речного шоссе от бывшего Дзержинского совхоза, ориентир – щит Автодрома).

Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Комментариев к записи: 7

  1. Левашов:

    Сам Сергий Радонежский в Нижний Новгород не приходил, он послал посланцев.
    А документы с планом церкви возможно найдутся…

    • Тагир:

      Уважаемый Левашов !
      Вы можете обратиться по поводу планов церкви в краеведческий музей г.Дзержинска или в местным краеведам :Ивану Такташову эл.адрес : Иван-39 и Андрею Хадкевичу

  2. Иван:

    Не согласен с предыдущим комментарием. Придерживаюсь мнения,
    высказанного Н. С. Борисовым в книге «Сергий Радонежский»
    о двух московских миссиях в Нижний Новгород – Герасима и Павла в 1363 г. и Сергия Радонежского в 1365. http://www.hist.msu.ru/Departments/RusHis19/Books/Borisov.Sergiy.pdf
    Дополнительные источники о миссии Сергия Радонежского в Нижний Новгород, представленные на сайте Свято-Троицкой Сергиевой Лавры:
    ПСРЛ. Т. XXV. М.-Л.,1949. С. 183. ПСРЛ. Т. XV. Вып I. Стб. 74–75. Голубинский Е. Е. С. 60. Зайцев Б. Преподобный Сергий Радонежский // Жизнь и житие Сергия Радонежского. М., 1991. С. 226–227. Приселкова М. Д. Троицкая летопись. М.-Л.,1950. С. 379. Кучкин В. А. Русские княжества и земли перед Куликовской битвой // Куликовская битва. М., 1980. С. 65–66.
    Голубинский Е. Е. С. 78. Ключевский В. О. Сочинения. Т. 2. М., 1988. С. 235. Толстой М. В. С. 188.

  3. Федя:

    Расчистка и уборка территории Троицкого храма – благое ДЕЛО учитывая многострадальную историю церкви ( нападения иноверцев ( Золотой Орды,Казанского ханства, поляков и шаек разбойников, пожары, гонения советских властей, репрессии, расстрелы священослужителей ( о.Архангельский и др., использование подземного хода к ныне действующему кладбищу для ликвидации ее врагов , когда храм был в 1937 г. временно на период террора превращен в тюрьму.Восстановление памятника 15 в. возможно при общем восстановлении Чернореченского края, а именно лесовосстановление вырубленного в 30 г. леса в окрестностях с.Черное и расположенного рядом ключевого, богатого рыбой озера из которого когда то вытекала речка Черная, дававшая название всей местности .Если высадить вдоль берегов озера и высохщего русла этой реки жолуди каштанов и дубов , семена кленов и акаций а также шишки сосен и елей то восстановится Черная речка -приток катастрофически мелеющей Оки и Волги Сама десопосадка послужит защитным барьером против “дыхания ” химзаводов и обеспечит возможность малоэтажного, коттеджного строительства вокруг возрожденной Троицкой церкви.Дело за малым – патриотами своего края, добровольцами, волонтерами, которые в свободное от работы и досуга время примут посильное участие в работах по храму и лесовосстановлению, тем более что жолуди, шишки и семена пропадают впустую под ногами и гибнут на асфальте под ногами людей и колесами машин

  4. Тагир:

    В 1966 г житель села Черное пенсионер Гусев обходил односельчан и жителей Бабина , Дачного, Колодкина, Кр.Окарь и Гавриловки с петицией к властям Дзержинска и собирал подписи верующих с прошением отменить решение о сносе Троицкой церкви в этом селе.Подписи за отмену разрушения храма ставили не только русские( Козловы, Гагарины, Абрамовы, Купцовы, Иванцовы, Масловы, Смолины, Юдины, Бармины, Хохловы, Мельниковы, Березины, Цибулины, Салтагановы, Сараевы, Ширмановы, Кашины, Клочковы,Игонькины, Сурковы, Абросимовы, Кузнецовы, Тычинины,Лелюшкины, Умновы Воронцовы,Варламовы,Волгины,Некрасовы,Федосеевы,Веретенниковы, Герасимовы,Добролюбовы Курицины, Федяшины,Сажины, Смирновы,Казаковы,Быстровы,Пырьевы, Борисовы, Удаловы,Бырины, Токаревы, Пантелеевы, Худяковы, Козины, Селимовы, Черновы, Кабатовы, Вилковы и крящены( православные татары Халиковы) но и татары, башкиры, исповедовавшие ислам Баймашовы,Аюповы, Усмановы, Хамидуллины, Байбиковы, Садиковы,калмыки – буддисты, Исаевы а также украинцы приверженцы униатской церкви Мельники,Хомчуки, Петрики, и поляки -католики Садовский и др.Но городская власть в лице Макарова, Клюквина а также выделившего рабочих директора ОАО ” Корунда” Петрищева ( будушего министра хим.прома СССР) осталась глуха к просьбам граждан.Их именами потом назовут улицы Дзержинска.Но храм еще долго сопротивлялся взрывам.. Почти целый месяц взрывники и рабочие сносили его Но еще до этого в 1937 г. после закрытия храм был осквернен, переоборудован в тюрьму.Люди шепотом говорили об использовании храмового подземного хода к кладбищу для приведения приговоров и тайных ночных подзахоронениях казненных в имевшиеся могилы на кладбище.После спада террора в 1938 г. тюрьму закрыли, подземелье прочно замуровали.И тут имуществом храма быстренько поживились предприятия :трамвайное деп о забрало ограду,кирпич, стекло, почтамт алтарные и др. двери, ЧХК им.Калинина(Корунд), Капролактам(Сибур и др) : кровельное железо, колокола, кирпич, краеведческий музей иконостас и др утварь.Хорошо если бы нынешние руководители этих предприятий хоть чем то загладили бы вину и грехи прежних……

    • Александр:

      Тагир, вы указали фамилию Вилковы – это мои прямые родственники. Они жили в селе Черное. Прямо сказать это мои дедушка и бабушка. У них есть фотографии уже полуразрушенного храма. До меня же дошли сведения ч то три раза закладывалась взрывчатка. Большинство утвари унесли жители села по домам. У нас оставалось пару икон храмовых(апостол Лука, круглая, с иконостаса), одну из которых мы лет 6 назад с отцом отдали в Оранский Богородичный мужской монастырь, потому как только приходили к вере и не знали куда её деть. Как бы на этом все.

      • Тагир:

        Добрый вечер Александр !
        Приятно получить весточку из родных когда то для меня мест… Я учился вместе с Николаем Вилковым в период с 1953 по 1962 г. в восьмилетней школе № 23 ч.Черное.Предпоследний год я оставался на второй год по причине неприязни к преподавателю математики которую звали по причине ее неудачного выбора для ношения в школу полосатой шубы ” Зебра” Людмиле Адександровне, которая окончательно испортила себе нервы воюя с нами и отбивая всякую охоту слушать и понимать ее предмет.Я не очень шмбко верующий,просто было обидно когда сначала несмотря на протесты взрослых власти зачем то сломали храм а потом и само село в 1991 г.Я до этого года приезжал много лет в отпуска и отдыхал в своем доме на ул.Дмитрова.Пришлось брать участок 6 соток ( в память о родителях,похоронены недалеко от п.Свердлова а дед с бабкой на Черноселском кладбище, всем им царствие небесное) и строиться но это уже было слабым утешением потерянному крову.Я мечтаю восстановить село хотя бы как дачный СНТ или коттеджный п. ну и сам храм.Для этого надо восстановить Чернореченский лес(вырублен в 40 г) вокруг села и Черного озера из которого когда то вытекала Черная речка.Русло речки сохранилось в виде глубокого 80 м. оврага перед Тепличным хозяйством “Дзержинский” Все просто: надо набрать жолуди, каштановые плоды и семена акаций и кленов и высадить их в этом районе.Выросший лес станет барьером на пути “дыхания” химзаводов.Я для этих целей собираю эти семена и мог бы выслать по почте тем кто сможет найти время для этих посадок.Сам храм удастся быстро возродить если удастся привлечь к этому спонсоров, вроде алюминиевого короля Олега Дерипаску(РУСАЛ)родился в Дзержинске.14 и 21 августа 2015 г. служители храма в честь преподобного Сергия Радонежского организовали воскресники по расчистке фундамента Троицкой церкви.А в начале лета состоялся крестный ход к руинам храма, видео могу предоставить.Если храм удастся восстановить то вы можете в этом поучаствоватьЕсли есть вопросы и предложения, то пишите на почту:temirchanov@ya.ru или myxammor@ya.ru
        С Уважением Валерий Кулагин

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика