В минувшее воскресение церковь праздновала Антипасху. Греческое слово «анти» значит «вместо», в русском переводе – «воскресение, подобное Пасхе». Также это праздник апостола Фомы. В этот день позднюю литургию совершил благочинный Воскресенского округа иерей Иоанн Минин, сослужил ему протоиерей Илия Шитов.
Первый раз, когда Господь являлся собранным вместе ученикам, чтобы они увидели и удостоверились в Его воскресении, Фомы с ними не было. Этот ученик Христа не поверил в то, что остальные видели воскресшего Учителя и сказал: пока не увижу на Его руках и ногах язвы от гвоздей и прободенного ребра, не поверю. В восьмой день Христос повторно явился своим ученикам и вновь возгласил им радость Своего воскресения, радость Пасхи, говоря Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим». Фома в этот момент раскаялся в своем неверии и воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» На это Иисус ответил: «Ты, поверил, потому что увидел Меня, блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20, 25-29).
В своей проповеди иерей Илия привел слова святителя Иоанна Златоуста: «Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошел со своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать Слово Божие народам диким». По Церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии. В Индии он обратил ко Христу сына и супругу градоправителя, за что был подвержен пыткам и казнен – пронзен пятью копьями. Фома принял мученичество за Христа, оставаясь верным Ему до самой кончины.
Напоминая смысл праздника, отец Илия сказал: «Вера должна быть в человеке постоянной. Нельзя сегодня веровать, а завтра нет. Даже если будем иметь веру с маленькое горчичное зерно, по слову Господа, в душе у нас вырастет дерево веры и принесет добрые плоды. Будем веровать в воскресшего Господа нашего Иисуса Христа, и в то, что Он воскресит нас. Нужно в этой земной жизни очиститься от грехов, чтобы по воскресении стать сынами и дочерьми Божиими».
В народе второе воскресение Светлой седмицы еще называют Красной горкой. «Красный», значит красивый, отсюда и пошло название. Это был любимый весенний и в первую очередь молодежный праздник. Как только земля освобождалась от снега, а это небольшие возвышенности, в народе называемые пригорками, сразу разворачивались гуляния молодежи.
Раньше в этот день все девушки и молодые женщины, запасшись съестными припасами, собирались на каком-нибудь излюбленном месте деревенской улицы и пели песни-веснянки, водили хороводы и устраивали разнообразные игры.
Красная горка считалась девичьим праздником. Так как в этот день происходили свадьбы и шло усиленное сватовство, то на «горки» приходили все девушки. Считалось даже неприличным парню или девушке просидеть на Красную горку дома.
С этого дня после длительного перерыва возобновляются венчания. Вот и в храмах Воскресенского благочиния намечено проведение таинства Венчания.
Алла Котяхова. Фото автора.