В день памяти пророка Божия Илии, 2 августа, в приходе храма Воскресения Христова совершались две службы. Позднюю в храме Новомучеников и исповедников российских совершил протоиерей Илия Шитов.
Многие прихожане пришли в этот день в храм, чтобы вместе помолиться Господу и святому Его пророку Илии. У тех, кто приготовил душу свою к покаянию, старший священник благочиния иерей Андрей Маношкин принял исповедь. Исповедников было много, поэтому батюшка совершил таинство на свежем воздухе – вне стен храма, но в непосредственной близости, чтобы все могли слышать службу.
Несколько десятков человек, а также маленькие дети, младенцы, которые, как мы знаем, в исповеди не нуждаются, причастились Тела и Крови Христовых.
В своей проповеди протоиерей Илия напомнил, кто такой был Ветхозаветный пророк Илия. Свое просветительское слово батюшка начал с того, что Господь Саваоф пообещал царю Соломону, мудрому, но отпавшему от истинного Бога иудейскому правителю, что царство его распадется. По слову Господа, только двумя коленами израиелевыми правил сын Соломона, остальными десятью – его раб. Царь Ахав, во времена которого жил пророк Илия, вопреки иудейским законам, женился на седонянке Иезавели. Она, будучи язычницей, увлекла его к поклонению богу Ваалу, привезя с собой жрецов и повелев построить идольские храмы. Жена Ахава была причиной впадения израильтян в грех идолопоклонства.
Пророк Илия, по откровению Божию, пошел к царю Ахаву и сказал ему, что за грех отпадения народа от истинного Бога на земле израильской три с половиной года не будет дождя. Царь разгневался, и пророк, сказав, «в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову», покинул израильское царство и ушел в Сарепту Сидонскую к бедной вдовице. Ее несчастья еще больше усилились от неурожая и голода, но по слову пророка в доме вдовы каждый день находилось пропитание и для нее самой и для пророка Илии. А когда умер ее единственный сын, Илия воскресил отрока.
По истечении трех с половиной лет Илия вернулся к царю Ахаву и предложил ему созвать Вааловых жрецов, которых было у Иезавели несколько сотен, и испытать их силу: чью жертву примет Господь – ту, что принесут они, или ту, что принесет пророк. Именно на жертву Илии сошел с неба огонь и воспламенил ее, что значило, что Сам Господь принял ее. При виде этого чуда народ пал лицом на землю, взывая к Господу и раскаиваясь в своем отступничестве.
А жрецов по приказанию Илии народ заколол. После чего пророк стал молиться Господу. «Тотчас же по молитве его как бы ключом отверзлись небеса и выпал большой дождь, который омочил всех и жаждущую землю обильно напоил». Тогда Ахав, сознав свое заблуждение, на пути в Самарию оплакал грехи свои. Святой же Илия, опоясав чресла свои, пеший шел впереди него, радуясь о славе Господа Бога своего.
Нечестивая царица Иезавель, узнав о происшедшем, страшно разгневалась на Илию, и клялась своими богами, что на завтрашний день в тот самый час, в который Илия убил жрецов Ваала, она убьет его.
Пророк скрылся в пещере. Именно здесь явился ему Господь – не в буре и огне, а в тихом дуновении ветра. Видя веру пророка и его любовь и ревность ко Господу, видя, как он обличает нечестия народа, Господь взял пророка Илию живым на небо. Вот и мы поем в тропаре пророку Илии: «Во плоти Ангел…» Святой же пророк Божий Илия, на огненной колеснице взятый вместе с плотью на небо, до сих пор жив во плоти, хранимый Богом в селениях райских. Его видели три святых апостола во время Преображения Господня на Фаворе, и опять увидят его обыкновенные смертные люди перед вторым пришествием Господа на землю.
«Мы, как царь Ахав и многие его соплеменники, тоже часто отпадаем от Бога, – сказал отец Илия. – И даже чаще, чем нам кажется. Мы считаем себя верующими людьми, ходим на службу, молимся, но своими грехами, своей меркантильностью гневим Господа. И все же после исповеди и святого Причастия Господь нас прощает и принимает. Особенно грешат те, для кого вера превращается в какой-то коммерческий договор: вот Тебе, Господи, свечечка, а Ты дай мне то-то и то-то… Для таких людей вера в свечу оказывается гораздо сильнее, чем вера в Бога. Нельзя строить отношения с Богом на принципах «купи-продай». Богу нужно наше сердце, Он призывает нас к себе, и Ему от нас ничего не надо, кроме любви, расположения сердца, души. Свеча нужна нам и тем, за кого приносится эта малая жертва. Уже из Ветхого Завета мы видим, что Господь прощает искренне раскаявшихся, как Он простил – и не раз – Ахава и не уничтожил его самого».
Пророк Илия являет нам пример ревности о чистоте веры, любви ко Господу, так и мы должны хранить веру православную.
Текст и фото Аллы Котяховой.