Святой ли Валентин?

С недавних пор в светском календаре прописался новый праздник – День святого Валентина или День всех влюбленных. Праздник неофициальный, но отмечаемый в народе широко. А раз он носит имя святого, то многие по умолчанию относят его к праздникам церковным. Стоит ли говорить, что это заблуждение.
Хотя, казалось бы, что крамольного может быть в празднике, воспевающем любовь, да еще и под покровительством святого? 

Правда или вымысел?

Для начала разберемся, кто же такой святой Валентин и какое отношение он имеет к православной вере. Действительно, в святцах Русской Православной Церкви есть три святых Валентина: мученик Валентин Доростольский, священномученик Валентин Интерамский (Италийский) и священномученик Валентин Римлянин. Но именно 14 февраля, в канун Сретения Господня, память святого Валентина в Православной Церкви не празднуется. Впрочем, как и у католиков: 14 февраля – это память святых Кирилла и Мефодия, просветителей славян. Какой именно Валентин стал покровителем популярного нынче Дня влюбленных, нам неизвестно.

Масс-медиа, популяризирующие праздник, опираются на так называемую «Золотую легенду», которая повествует о том, что некогда правящий в Римской империи Клавдий II счел, что молодые мужчины неохотно идут на военную службу, так как их не пускают жены. Поэтому император подписал указ о запрете воинам венчаться. А лекарь Валентин, проповедник христианства, тайно венчал влюбленных. Слухи об этом дошли до императора, и он приговорил Валентина к казни. Накануне казни лекарь отправил из темницы послание своей возлюбленной Юлии, которая была слепой: в послании вместе с целебной мазью была записка «Твой Валентин». 14 февраля лекаря казнили, а девушка, открыв конверт, прозрела.

Эта легенда имеет мало общего с житийными текстами, скорее это классическое средневековое романтическое предание в духе популярных тогда рыцарских романов.

Языческие корни

Так что назвать День святого Валентина церковным праздником сложно, зато очевиден отпечаток древнеримского язычества. Скорее всего, «прародителем» современного Дня всех влюбленных был праздник плодородия Луперкалий (от лат. lupa – «волчица»), народный фестиваль плотской любви и эротики, посвященный богине Юноне, «основательнице Рима» волчице, вскормившей Ромула и Рема и покровителю лесов Фавну. Длился он с 13 по 15 февраля и сопровождался жертвоприношениями животных.

Кульминация праздника выглядит для современного человека дико: из шкур жертвенных козлов нарезались ремни, их брали полуобнаженные и перемазанные жертвенной кровью юноши и шествовали к стенам Рима, где их ожидали девушки. Парни нещадно лупили барышень ремнями, так как считалось, что каждый удар повышает их шансы на зачатие и роды. Оканчивался праздник лотереей: девушки писали любовные послания со своими именами и опускали в специальную урну, а молодые люди их вытаскивали. Та девушка, чье имя вытащит молодой человек, на год становилась его сексуальной партнершей. Праздник символизировал свободную любовь и секс. Надо отметить, что в Древнем Риме юноши и девушки воспитывались отдельно, поэтому познакомиться поближе они могли только на таких праздниках.
Очень похоже на современные вечеринки быстрых свиданий, не так ли?

О той ли любви мечтаем?

В Европе о лотерее любви время от времени вспоминали то в 14 веке, то в 17 веке, а явлением массовой культуры, можно сказать, даже истерии, праздник этот стал совсем недавно – с подачи коммерсантов. Они быстро смекнули, что на продаже «сердечной» продукции можно неплохо навариться. В современной России о Дне всех влюбленных практически ничего не знали до начала 90-х.
Получается, что имя святого современная поп-культура связала с языческим праздником, воспевающем блуд и прелюбодеяние – плотские отношения, не освященные брачным союзом? Так о какой же любви тут идет речь? О греховной? Но можно ли назвать такую «любовь» – любовью в христианском смысле, той, которая, как говорил апостол Павел, «долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла» (1-е послание Коринфянам, 13 глава)? Молимся ли мы в этот день о даровании и приумножении любви, о крепости отношений? Или с радостью предаемся вожделению, причем не по своему подчас желанию, а потому, что «так принято», потому, что «праздник такой»?

Отчего за столько короткое время стали своими заморские, неведомые доселе нам «праздники» вроде Дня святого Валентина, Дня святого Патрика или Хеллоуина? Почему мы жадно набрасываемся на очередной продукт западной поп-культуры и даже не задумываемся об его содержании? Ответ очевиден – от пустоты духовной и невежества.
Если же мы хотим отмечать этот день по-христиански, то следовало бы прийти в храм и помолиться св. мученику Валентину о приумножении любви к ближнему, о мире и согласии в семье, о чистоте отношений. Следует понять самим и объяснить своим детям, что эрос и христианская любовь – явления разные, что любовь – это не глянцевая открытка в виде сердечка и, тем более, не совместное распитие спиртных напитков в увеселительном заведении. Любовь – это всегда страдание и переживание за ближнего. Любить – это значит раскрывать в себе образ Божий, а возрастать в любви – означает приближаться к Богу.

Святые с именем Валентин, прославленные русской православной церковью

Святой мученик Валентин Доростольский. Был воином. Вместе с другом Пасикратом открыто исповедовал христианство и во времена гонения на истинную веру был схвачен и казнен в 288 году. День памяти 24 апреля по ст. стилю (7 мая по-новому).

Священномученик Валентин Интерамский (Италийский)

Свя­той Ва­лен­тин был епи­ско­пом го­ро­да Ин­те­рам­ны в Ум­брии (Ита­лия) в 3 в.н.э. Он спо­до­бил­ся от Бо­га да­ра вра­че­вать бо­лез­ни, при­зы­вая имя Гос­по­да Иису­са Хри­ста. Совершал много чудесных исцелений, имел учеников. Подвергся гневу язычников-фанатиков, отказался принести жертвы идолам и был обезглавлен.

День памяти: 30 июля

Священномученик Валентин Римлянин, пресвитер. На первый взгляд наиболее явный претендент на роль «покровителя влюбленных», так как жил во времена императора Клавдия. Также подвергался гонениями, был заключен в тюрьму и вместе с другими христианами был жестоко казнен.

День памяти – 19 июля.

 

 

 

 

Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика