День святого Валентина или День всех влюбленных, праздник, появившийся в нашем календаре относительно недавно. Праздник этот неофициальный, но отмечаемый в народе широко. А раз он носит имя святого, то многие негласно относят его к праздникам церковным. Однако, это заблуждение.
Но, казалось бы, что крамольного может быть в празднике, воспевающем любовь. Да еще и под покровительством святого?
Для начала разберемся, кто же такой святой Валентин и какое отношение он имеет к православной вере. Действительно, в святцах Русской Православной Церкви есть три святых Валентина: мученик Валентин Доростольский (память 7 мая), священномученик Валентин Интерамский (Италийский, память 12 августа) и священномученик Валентин Римлянин (19 июля). Но именно 14 февраля, в канун Сретения Господня, память святого Валентина в Православной Церкви не празднуется. Впрочем, как и у католиков: 14 февраля – это память святых Кирилла и Мефодия, просветителей славян.
Какой именно Валентин стал покровителем популярного нынче Дня влюбленных, нам неизвестно.
Если изучить жития этих святых, то становится видно, что в популярных ныне легендах о добром священнике и врачевателе, тайно венчающем влюбленных, тесно переплелись житийные сюжеты и средневековые романтические предания, относящиеся к разным людям.
Так что назвать День святого Валентина церковным праздником сложно. Зато отпечаток древнеримского язычества очевиден. Скорее всего, «прародителем» современного Дня всех влюбленных был праздник плодородия Луперкалий (от лат. lupa – «блудница»), народный фестиваль плотской любви и эротики, посвященный богине любви Juno Februata и покровителю лесов Фавну. Длился он с 13 по 15 февраля и сопровождался жертвоприношениями животных. Оканчивался праздник лотереей: девушки писали любовные послания со своими именами и опускали в специальную урну, а молодые люди их вытаскивали. Та девушка, чье имя вытащит молодой человек, на год становилась его сексуальной партнершей. Праздник символизировал свободную любовь и секс.
В Европе о лотерее любви время от времени вспоминали то в 14 веке, то в 17 веке, а явлением массовой культуры, можно сказать, даже истерии, праздник этот стал совсем недавно. В современной России о нем практически ничего не знали до 90-х.
Получается, что имя святого современная поп-культура связала с языческим праздником, воспевающем блуд и прелюбодеяние – плотские отношения, не освященные брачным союзом? Так о какой же любви тут идет речь? О греховной? Но можно ли назвать такую «любовь» – любовью в христианском смысле, той, которая, как говорил апостол Павел, «долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла» (1-е послание Коринфянам, 13 глава)? Молимся ли мы в этот день о даровании и приумножении любви, о крепости отношений? Или с радостью предаемся вожделению, причем не по своему подчас желанию, а потому, что «так принято», потому, что «праздник такой»?
Отчего за столько короткое время стали своими заморские, неведомые доселе нам «праздники» вроде Дня святого Валентина, Дня святого Патрика или Хеллоуина? Почему мы жадно набрасываемся на очередной продукт западной поп-культуры и даже не задумываемся об его содержании? Ответ очевиден – от пустоты духовной и невежества.
Если же мы хотим отметить этот день по-христиански, то следовало бы прийти в храм и помолиться св. мученику Валентину о приумножении любви к ближнему, о мире и согласии в семье, о чистоте отношений. Объяснить своим детям, что эрос и христианская любовь – явления разные. Любить – это значит раскрывать в себе образ Божий, а возрастать в любви – означает приближаться к Богу.