9 апреля, в Великий Четверг, или, как его называли наши предки, – Великий Четверток, в приходе храма Воскресения Христова совершались две службы. Раннюю в храме в честь Иоанна Предтечи совершил старший священник благочиния иерей Андрей Маношкин, позднюю, в храме Новомучеников и Исповедников Российских – благочинный Воскресенского округа иерей Иоанн Минин, сослужил ему протоиерей Илия Шитов.
Вечерняя и утренняя служба накануне Великого четверга посвящалась Тайной Вечери, за которой Спаситель, повелев, чтобы Пасха Нового Завета вкушалась в память Его Самого, Его Тела и Его Крови, пролитой во отпущение грехов, установил Таинство Евхаристии. В богослужении этого дня вспоминалось также предательство Иуды Искариотского. Вот и в тропаре Великого четверга говорится: «Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый, сребролюбием недуговав, омрачашеся и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию, предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша: бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия. Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе».
Сама Божественная Литургия имела некоторые отличия, например, совершалось особое Евангельское чтение, составленное из описаний Тайной Вечери всеми четырьмя евангелистами. «Херувимская песнь» и причастные стихи заменялись пением молитвы, которую все мы читаем, готовясь ко Святому Причастию: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя прими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».
Созерцая Спасителя уже в последние пред страданиями минуты, Святая Церковь в своих песнопениях глубоко соскорбит и сострадает Ему. Однако, зная, Кто этот Страдалец и зачем и за кого Он идет на смерть, верующие дают не менее места и чувству благоговейной любви к Грядущему на вольные страсти и благодарного прославления Его.
Более двух тысяч лет православные во всем мире вспоминают, по слову Господа, участие в таинстве Евхаристии самого Христа и апостолов, и сами приобщаются Тела и Крови Христовой, чтобы быть с Богом. Недаром большинство прихожан стремится в этот день причаститься Тела и Крови Христовой.
…Произнося проникновенные слова проповеди, отец Илия напомнил, что Таинство Евхаристии соединяет нас с Богом. «Если не будете есть Плоти Сына человеческого, и пить Крови Его; то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6, 53). Из Ветхого завета мы знаем, – сказал батюшка, – что в жертву Богу за грех человека приносили различных животных, сжигая их на жертвеннике. Так, за грехи людские страдали невинные животные. Но эта жертва оказывалась формальной, люди не осознавали своих грехов и не каялись в них». Многие современные христиане, по словам священнослужителя, склонны поступать так же – заглянут в храм на одну минутку, поставят свечечку и опять бегут по своим делам. Такое отношение человека к своему Создателю больше похоже на лицемерие, ведь сердца этих людей далеко отстоят от Бога, и это противно Его святой воле. Господу нужно сердце сокрушенно, дух сокрушен, смирение, которые и будут главной жертвой.
Господь со своими учениками приготовил Пасхальную вечерю, где и показал пример глубочайшего смирения, омыв их ноги. Между тем, это было еще и проявлением любви, как и вся последующая вполне откровенная беседа Господа со Своими учениками, ведь Он говорил с ними именно как с любимыми Своими детьми, как со Своими друзьями. Господь со всей силой возлюбил учеников – «до конца» (Мф. 10, 22). Именно в этот вечер Он почувствовал к ним чрезвычайную жалость, потому что Он знал: наступают последние дни, когда ученики еще имели опору в близком с Ним общении. Скоро они останутся одни, и Господь предвидит, какими несчастными и покинутыми они будут тогда себя чувствовать!
Свою проповедь отец Илия закончил такими словами: «От многих приходилось слышать, дескать, зачем ходить в церковь, у меня Бог в душе. Хотелось бы на это ответить риторическим вопросом: вы пробовали есть в душе, пить, спать, жениться?» Вера в душе – сплошное безверие, отрицание Бога. Тертуллиан сказал, что душа человека по природе – христианка, но ее нужно еще и воспитать, приблизить ее к Богу, чтобы она уподобилась Ему. Таким воспитанием и занимаемся все мы, когда участвуем в таинстве Евхаристии.
Алла Котяхова. Фото автора.