Сразу два весомых повода было для поездки в петряевский храм в честь мучеников и исповедников Михаила, князя Черниговского, и боярина его Феодора, чудотворцев, в минувшую субботу. Первый – престол храма, отмечаемый единожды в году, 3 октября, в день памяти святых мучеников. Второй повод – завершение строительства нового храмового здания на месте старого, маленького и тесного.
Как часто бывает в престольные праздники в храмах нашего благочиннического округа, возглавил Божественную литургию благочинный иерей Иоанн Минин. Ему сослужили настоятель храма протоиерей Георгий Бакшаев, клирики благочиния протоиерей Илия Шитов и иерей Андрей Маношкин.
Кроме постоянных прихожан храма в Петряевку в этот день прибыли и верующие из других приходов, поскольку все верят, что особая благодать снисходит в престольный праздник на соборно молящихся.
В своей проповеди иерей Иоанн отметил, что «в этот большой праздник святые мученики Михаил и Феодор ликуют и радуются со всем Небесным воинством, потому что мы собрались здесь, в храме в их честь, соборно помолились, принесли Богу наши мысли, чувства». Благочинный поздравил прихожан с престольным праздником и призвал молиться за своего настоятеля всей душой, поскольку он, как пастырь добрый, приведет ко спасению.
От общей горячей молитвы вообще многое зависит, напутствовал отец Иоанн. Так, он заострил внимание всех на том, какой прекрасный просторный храм отстроен попечительством благотворителей – по молитвам прихожан.
«Еще совсем недавно Русская Православная Церковь была гонима, а сегодня она величественная. И вот чтобы избежать впредь таких искушений, мы должны стать истинными христианами. Также нужно непрестанно благодарить Бога за то, что он дарует нам мир, не попуская ни войн, ни раздоров».
После своей проповеди благочинный иерей Иоанн поздравил протоиерея Георгия. Настоятель поблагодарил за душевные слова, подарил ему просфору и пожелал всем через молитвы в этом храме, совершенствуясь, как по лестнице взойти в Царствие Небесное.
Перед святым таинством Причастия настоятель храма отец Георгий напомнил житие святых мучеников и исповедников черниговского князя Михаила и его боярина Феодора.
Около середины XIII века, в 1237-1240 годах Русь постигло нашествие татаро-монголов. Сначала опустошены были Рязанское и Владимирское княжества, потом в южной России были разрушены города Переяславль, Чернигов, Киев и другие. Население этих княжеств и городов большей частью погибло в кровавых сечах; церкви были ограблены и поруганы, разрушена знаменитая Киевская Лавра, а иноки рассеялись по лесам.
Ханы давали нашим князьям ярлыки на княжение. Но чтобы получить ярлык, необходимо было явиться в Орду. «Недаром в Москве до сих пор есть улица Ордынка, – сказал отец Георгий. – По ней отправлялись в ханство русские князья».
Ханы требовали от них исполнения некоторых своих языческих обрядов, например, прежде чем явиться перед ханом, русичи должны были пройти через огонь, поклониться солнцу и кусту. По христианским понятиям это является изменой святой вере.
Когда хан Батый призвал к себе Черниговского князя Михаила, тот обратился за благословением к своему духовному отцу епископу Иоанну и обещал ему, что скорее умрет за Христа и святую веру, чем поклонится идолам. То же обещал и боярин его Феодор. Епископ укрепил их в этой святой решимости и дал Святые Дары в напутствие вечной жизни. Перед входом в ставку хана монгольские жрецы потребовали от князя и боярина, чтобы они поклонились на юг могиле Чингисхана, затем огню и войлочным идолам. Михаил ответил: «Христианин должен поклоняться Творцу, а не твари».
Узнав об этом, Батый озлобился и велел Михаилу выбирать одно из двух: либо тот исполнит требование жрецов, либо умрет. Михаил ответил, что готов поклониться хану, которому Сам Бог предал его во власть, но не может исполнить того, чего требуют от него жрецы. Внук Михаила, князь Борис, и ростовские бояре умоляли его поберечь свою жизнь и предлагали принять на себя и на свой народ епитимью за его грех. Михаил решительно отказался.
Он сбросил с плеч княжескую шубу и сказал: «Не погублю души моей!» Пока носили ответ его хану, князь Михаил и его боярин пели псалмы и приобщились Святых Христовых Тайн. Скоро явились убийцы. Они схватили Михаила, били кулаками и палками по груди и наконец отсекли ему голову. Последнее слово его было: «Я христианин!» После него таким же образом был замучен его доблестный боярин.
После богослужения был совершен крестный ход вокруг храма с окроплением всех молящихся святой водой.
Алла Котяхова. Фото автора.