Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи отметили православные 9 марта. Для нашего прихода – это один из престольных праздников, поэтому в храме Иоанна Предтечи при большом стечении народа совершалась в этот день Литургия Преждеосвященных Даров. Служил старший священник благочиния иерей Андрей Маношкин.
Святое Предание гласит: после усекновения главы святого Иоанна Крестителя нечестивая Иродиада не позволила предать ее погребению, а надругавшись над ней, закопала в своем дворце в «безчестном месте». Но жена царского домоправителя Иоанна, о которой упоминает евангелист Лука, тайно взяла святую главу, положила ее в сосуд и погребла на горе Елеонской.
Через много лет поместье, где была захоронена глава Предтечи, перешло во владение благочестивому вельможе Иннокентию, который захотел построить там церковь. Когда копали ров для фундамента, был обретен сосуд с главой Крестителя, и от нее совершились многие благодатные знамения. Так произошло первое обретение главы.
Иннокентий перед смертью, боясь, как бы святыня не была поругана неверными, снова скрыл ее. Во время царствования Константина Великого, когда христианская вера стала процветать, двум инокам, пришедшим в Иерусалим, явился сам святой Предтеча и открыл место нахождения своей честной главы. С тех пор она ее преемственно хранили благоговейные христиане, пока она не попала к священнику Евстафию, приверженцу арианской ереси. Он совершал множество исцелений от святой главы, приписывая эти чудотворения своему еретичеству. Когда его кощунство открылось, он был вынужден бежать, закопав святыню в пещере, близ города Емессы. Впоследствии на этом месте возник монастырь. В 452 году архимандриту этой обители Маркеллу святой Иоанн в видении указал место сокрытия своей главы. Это обретение стало праздноваться как второе.
Святая Церковь именует Иоанна Предтечу учителем покаяния. Промыслительно, что день памяти первого и второго обретения его святой главы мы отмечаем именно Великим постом, ведь это время особого изменения ума, как дословно переводится «покаяние» с греческого. Но искреннее раскаяние доступно лишь тому, кто понимает, что духовно глубоко болен. Видеть свои грехи выше, чем видеть ангелов, писал преподобный Исаак Сирин.
Отличительное свойство правильной духовной жизни человека – когда он, не надеясь на свои силы в деле спасения, призывает на помощь Божию благодать. И она снисходит на такого покаявшегося грешника, и не только очищает от греховной скверны, но дает самую высшую радость – радость общения с Богом.
Святой Иоанн Предтеча, моли Бога о нас, даруй нам раскаяние и высшую радость Богообщения!