Христос воскресе!

Вот и наступил долгожданный день Светлого Воскресения Христова!

Храмы и дворы церквей полны. В эту ночь сюда тянет даже тех, кто относится к вере и церковной жизни скептически. Сердца людей наполняются  особым торжественным настроением. Плащаница пока лежит на своем месте, и перед ней в ознаменование новой жизни читается Книга Деяний Апостольских, повествующая о первых шагах Церкви Христовой.

В половине двенадцатого ночи началось пение канона Великой субботы «Волною морскою…» Звучали последние великопостные мотивы. При пении последнего ирмоса «Не рыдай о Мне, Мать, видя во гробе Сына…» празднично облаченные священнослужители благочинный иерей Иоанн Минин, старший священник благочиния иерей Андрей Маношкин и протоиерей Илия Шитов, которые и совершили Пасхальное богослужение, безмолвно перенесли Плащаницу из храма в алтарь.

Плащаница

Здесь, на святом престоле, она будет покоиться до Вознесения, – в память сорокадневного пребывания на земле Воскресшего Господа. Воцарилась священная тишина, несколько минут отделяли нас от благословенной полуночи…

Из-за закрытых Царских врат сначала тихо, потом все громче и громче начинало звучать пение стихиры: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».

Врата медленно отверзлись, и вышли священники, которых уже ждали причетники в красных стихарях. Самым почетным гостям достается нести хоругви, большой запрестольный крест, Евангелие, иконы.

Пасхальная Литургия 3

Под пасхальный перезвон колоколов торжественный крестный ход вступил в ночь.

Пасхальная Литургия 5

Вновь и вновь повторялась эта стихира. «Ангелы поют на небесах» о Воскресении Спасителя. Крестный ход символизирует собой жен-мироносиц, шедших ко Гробу Спасителя в предутренней мгле и извещенных о Его Воскресении перед входом в гробовую пещеру.

В память этого и наша пасхальная Утреня началась на улице, пред затворенными дверьми храма, а возглавлявший службу благочинный знаменовал собой ангела, отвалившего камень от дверей Гроба.

Через несколько мгновений иерей Иоанн Минин начал Утреню. И затем возгласил пасхальный тропарь: «Христос воскрес из мертвых…»

Его подхватили все, стоящие у храма, и торжествующее победу над смертью славословие, прорезав темноту Святой Ночи, устремилось вверх, чтобы присоединиться к славословию ангельскому. Тропарь повторялся трижды, после чего священник нараспев произнес псаломские стихи; после каждого из них хор и все молящиеся пели «Христос воскресе…»

Вскоре церковные врата отворились, и мы вступили, как в Царствие Небесное, в храм. Блистают и переливаются огнями начищенные паникадила и лампады: храм наполнен ярким светом, потому что воссияло из гроба Солнце Вечной Жизни.

Заутреня продолжалась, и от имени всех молящихся один из  причетников  вознес к Богу Великую ектенью, после которой с клироса начали звучать радостные, словно бы спешащие, обгоняющие друг друга слова Пасхального канона св. Иоанна Дамаскина.

 

Действительно, они спешили возвестить нам о наступлении Новой Пасхи, о Новом Исходе, о «приведении» нас Воскресшим Господом «от смерти – к жизни и от земли – к небу». Каждая песнь этого блестящего поэтического произведения начиналась священником в алтаре, и каждый раз, во время попеременного пения ее хорами, священники попеременно кадили весь храм, держа в левой руке трехсвечник и крест. «Христос воскресе!» – восклицали они, обращаясь к народу. «Воистину воскресе!» – гремели им в ответ сотни голосов. Крест, многократно предносимый во время каждения, символизировал  явления Иисуса Христа ученикам, а благоухание фимиама – ту неизъяснимую радость, которой сопровождалось каждое явление.

Пасхальная Литургия 6

Пасхальная Литургия 7

Пасхальная Литургия 8

По окончании канона прозвучала Малая ектенья, светилен и часы. Часы святой Пасхи проходят для многих незамеченными, потому что не читаются, как обычно, а поются, и состоят не из псалмов, составляющих их основу, а из избранных пасхальных песнопений, легко узнаваемых на слух.

Отступая от описания богослужения, скажем, что и другие богослужения Пасхи и всей Светлой седмицы, состоят почти исключительно из пения, за исключением чтения Апостола и Евангелия, иерейских возгласов. Вообще же чтение Псалтири упраздняется на всю Светлую неделю потому, что «сень ветхозаветная не имеет уже места при лучезарном сиянии новозаветной благодати».

Пасхальная Литургия совершалась по чину св. Иоанна Златоуста и началась около часу пополуночи.

Апостольское чтение из Книги Деяний Святых Апостолов (1:1-8), которое прочел отец Андрей, повествует о явлении Спасителя ученикам по воскресении, о повелении не отлучаться из Иерусалима и ждать обещанного Духа Утешителя, сошествие Которого положит начало Царству Небесному на земле – Церкви Христовой.

Пасхальная Литургия 12

Совершенное благочинным иереем Иоанном Евангельское чтение (от Иоанна 1:1-17) повествует о вечности. Оно удивляет своим содержанием, потому что ничего не говорит о Воскресении Христовом. Однако это несоответствие только кажущееся. На самом деле это повествование возлюбленного ученика Господа «является высшим откровением об истине, лежащей в основе всей евангельской истории». Мы услышали «догматическое откровение о Богочеловеке и Богочеловечестве», о воплощении предвечного Логоса – Слова – Второго Лица Святой Троицы, ставшего Богочеловеком Иисусом Христом, о принятии Им реальной человеческой природы и о плодах этого спасительного вочеловечения. На Светлой седмице Евангельское чтение совершается не в алтааре, как обычно, а на амвоне.

Пасхальная Литургия 14

Пасхальное послание Патриарха Московского и всея Руси Кирилла  зачитал протоиерей Илия Шитов.

Пасхальная Литургия 15

А  Пасхальное послание митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия прочел благочинный иерей Иоанн Минин.

…С новым чувством мы благодарили Господа, по-новому осознавая, что само слово «Евхаристия» означает «Благодарение». От апостольских времен существует у христиан непреложный обычай освящать эту ночь причащением Святых Таинств, и большинство прихожан причастились Тела и Крови Христовой.

Пасхальная Литургия 19

Пасхальная Литургия 20

Затем совершилось освящение артоса. Артос – по-гречески, квасной хлеб, – общий для всех членов Церкви, иначе – просфора всецелая. В продолжение всей Светлой седмицы он занимает в храме самое видное место, вместе с образом Воскресения Господня и в заключение пасхальных торжеств будет роздан верующим, как святыня.

Освящение артосов

В этом году Пасхальная литургия завершилась необычным одариванием пасхальными шоколадными яйцами. Благочинный иерей Иоанн Минин и старший священник благочиния иерей Андрей Маношкин раскидывали их верующим.

Одаривание яйцами

Литургия закончилась после трех часов пополуночи, и всех дома уже ждало праздничное пиршество, разговенье, – первое вкушение освященной скоромной пищи.

Подготовила Алла Котяхова. Фото автора.

Использованы материалы сайта azbyka.ru.

Литургия закончилась после трех часов пополуночи, и всех дома уже ждало праздничное пиршество, разговенье, – первое вкушение освященной скоромной пищи.

Пасхальная Литургия 19
Пасхальная Литургия 20
Одаривание яйцами
Освящение артосов
Пасхальная Литургия 3
Пасхальная Литургия 5
Пасхальная Литургия 6
Пасхальная Литургия 7
Пасхальная Литургия 8
Пасхальная Литургия 12
Пасхальная Литургия 14
Пасхальная Литургия 15
Пасхальная Литургия 13
Плащаница
Полунощницу совершил протоиерей Илия
Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика