Разве всемогущий Бог, который создал небо и землю и всех людей, не может «отменить» болезни, сделать так, чтобы человек не страдал от боли, в старости от немощи? Отвечает на эти и другие вопросы протоиерей Илия Шитов.
Почему болезни постигают нас?
После грехопадения первых людей и изгнания из рая, Господь облек их в то тело, которое мы сейчас и имеем. Тогда же скорби, болезни и смерть вошли в человека. Одним болезни попускаются по грехам, особенно если есть какой-то нераскаянный грех или страсть, другим – для того, чтобы проверить их волю, веру, крепость духа, стремление к Богу. Так случилось с праведным Иовом, у которого было отнято все имущество, дети, здоровье, но который так и не отрекся от Господа. Иову, прошедшему все испытания, вернулось все сторицей.
Болели многие святые – преподобный Серафим Саровский, некоторые оптинские старцы, блаженная старица Матрона Московская родилась слепой, а затем еще и ноги у нее отказали… Таким великим святым Господь попускает болезни, чтобы они понесли еще больший подвиг ради Него. В откровении сказал Господь апостолу Павлу: «сила Моя в немощи совершается» (2 Кор.12:9). Это и о болезни тоже.
Какое духовное врачевание применять?
Самое сильное – соборование, исповедь, причастие Святых Христовых тайн. В болезни надо просить у Господа, Божией Матери выздоровления и дать обещание: исцелившись служить Богу с новой силой, жить во славу Божию. И еще очень важно благодарить Господа за посланную болезнь. Раньше христиане говорили: если долго не болеешь, Господь оставил своей милостью.
А медикаментозная и врачебная помощь благословляется церковью?
Несомненно, ведь в здоровом теле здоровый дух. Помощью врачей нельзя пренебрегать. Медицину не отвергал Сам Господь. Он помог кровоточивой женщине. Нам хорошо известны святые врачи – Пантелеимон Целитель, бессребреники Косьма и Дамиан, наш современник святитель и хирург Лука Войно-Ясенецкий.
В 30-х годах прошлого столетия ученый Флеминг открыл вещество, убивающее бактерии, выделил молекулу, ныне известную как «пенициллин». Это был первый антибиотик. Если бы не это открытие, во время Великой Отечественной войны жертв было бы гораздо больше.
При этом неразумно есть горстями таблетки, занимаясь самолечением. Мы хорошо знаем, что современная медицина пользуется препаратами, изготовленными химическим путем, которые не всегда оправдывают себя. Они убивают в организме человека то, что создано Богом для борьбы с болезнями. Так, если начать при простуде сразу принимать антибиотики, можно себе навредить. Поэтому и нужно вначале помолиться Господу, чтобы вразумил, ведь Он все премудро устраивает, рассчитывая и на нашу человеческую рассудительность.
Во всем нужна мера, нельзя кидаться из крайности в крайность. Отказ от антибиотиков, не вовремя принятые лекарства – все это может привести к осложнениям. В подобном поведении многие священнослужители усматривают гордыню. Кроме того, пренебрегая своим здоровьем, можно впасть в другой страшный грех – невольное самоубийство.
Где же эта золотая середина?
Блаженный Августин говорил: «Тело – это мой друг осел, который несет все мои жизненные тяготы». Перегружать такого «ослика» нельзя, надо о нем заботиться, поить-кормить, а если заболеет, лечить. Древние гностики считали, что тело – это темница души. Сейчас к ним присоединились некоторые сектанты. С подобными воззрениями не согласны святые отцы Церкви. Господь сотворил человека целостной личностью – из тела и души, и значит, относиться к своему физическому здоровью надо со вниманием, не делая, впрочем, из этого культа.
Наиболее полно ответ на вопрос о золотой середине можно найти в монашестве. Оно является наиболее сбалансированной моделью не только служения Господу, но и вообще жизни во Христе, и в частности, отношения к своему телесному здоровью. Иноки, послушники и даже насельники монастырей, оставив мир ради того, чтобы восстановить в себе образ Божий, казалось бы, мало пекутся о своем теле. Однако они полностью полагаются на волю Господа, во всем слушают наставников, «пользуются» их молитвами и потому, если и посылаются им болезни, они не только смиренно принимают этот крест, но и относятся к нему, как к особой милости Божией…
Записала Алла КОТЯХОВА.