Группа паломников из Дзержинска посетила Cвято-Успенскую Флорищеву пустынь

Леса вдоль реки Лух, что на границе трех областей: Нижегородской, Ивановской и Владимирской областей, и сейчас кажутся дремучими.

А четыре века назад тут и вовсе шумела непроходимая тайга. Жили в ней дикие звери да разбойники, промышляли охотники и бортники – собиратели дикого меда. А еще селились по берегам многочисленных озер и речушек представители исчезнувшего ныне народа меря. Кстати, многие гидронимы, сохранившиеся до наших дней: Варех, Люлих, Санхр, Утрех, Сезух, Пурех – мерянские. Сквозь века веет от них древней лесной тайной.

Именно в этих глухих местах, на возвышенности рядом с поворотом реки, отшельник Мефодий и основал святую обитель, построив в «зело густой чаще» келью. Было это в начале 17 века.

Чем приглянулся дикий край молитвеннику – сейчас выяснить трудно, но если верить легендам, здесь было расположено место силы: будто видели путники исходящий от горы дивный свет да слышали колокольный звон. С тех пор и стали стягиваться в отдаленный скит люди, кто для молитвы и труда, а кто с целью схорониться от гнева сильных мира сего. Появились у монастыря и свои попечители – крупные купцы и бояре жертвовали обители крупные денежные суммы, земли, скот и утварь, навещали обитель представители царской семьи. Среди монахов монастыря были и известные люди – например монах Боголеп, чья могила расположена возле Успенского собора монастыря, — это князь Борис Алексеевич Голицын, наставник Петра I. «…в оной обители восприят мнишеский чин, во иноцех наречен бысть Боголеп» — так сказано в летописях.

Многое пережила обитель с тех пор – пожары и нападения разбойников, голод и эпидемии чумы, времена церковного раскола и коммунистического безбожия, но каждый раз возрождалась, крепла: росли стены храмов да возносились в небеса молитвы. До 1917 года монастырь активно развивался и считался одним из самых красивейших в России. В обитель приезжало много паломников, считавших Флорищеву пустынь «второй лаврой» после лавры преподобного Сергия Радонежского.

В советские времена обитель была разграблена, там была устроена коммуна, затем зернохранилище, а с 30 годов – воинская часть. Духовная жизнь во Флорищевой пустыни возобновилась в начале 90-х, а официально монастырь был передан Православной Церкви лишь 2005 году. В том же году Священный синод Русской православной церкви благословил преобразование прихода в Свято-Успенский мужской монастырь Флорищева пустынь.

С историей обители дзержинских паломников познакомил Максим Лисенков, координатор паломнического центра Свято-Успенской Флорищевой пустыни, а в недавнем прошлом трудник обители. Рассказал он и о своем духовном опыте пребывания в монастыре: «Человеку изнеженному, мирскому пребывание в обители кажется необычайно сложным. Надо вставать на утреннюю молитву, которая начинается в 5.30, выполнять послушания. Очень сложно привыкать к одиночеству, молчанию, отречению от собственной воли, гордыни. Но это огромный опыт поиска себя, раскрытия в себе «внутреннего человека», о котором пишут святые отцы».

Гости посетили все три храма монастыря: надвратную церковь в честь Петра и Павла, Троицкую церковь и центральный Успенский собор, который согласно летописям, был возведен в 1861 году, всего за 1 год, это при тех несовершенных технологиях! Удалось паломникам подняться на колокольню. Право, стоило потрудиться, шагая по узким каменным ступеням, держась за обледеневшие стены, чтобы увидеть с высоты 44 метров бескрайнюю панораму фролищенского края!

Сейчас монастырь активно восстанавливается силами иноков, трудников и попечителей. Регулярно проводятся архиерейские службы с участием митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия и епископа Выксунского и Павловского Варнавы.

И, несмотря на то, что добраться до обители и сейчас непросто – единственная дорога, соединяющая Фролищи с автотрассой разбита, едут сюда паломники не только из ближайших городов и поселков, но даже из Москвы. Помолиться, потрудиться во славу Божию и отдохнуть душой.

На обратном пути паломники услышали небольшую лекцию об истории строительства собора в честь Воскресения Христова, на каком этапе находится строительство сейчас.

Подобные поездки помогают прихожанам знакомиться со святынями Нижегородского края и укрепляют межепархиальные связи.

Поездка была организована Паломническим центром Cвято-Успенской Флорищевой пустыни и туристическим агенством «Альтаир». 

Фотографии Натальи Уваровой

1
0
0
0
0
0
1
0
1
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
1
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
1
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика